Учет индивидуальности ребенка. Прости я больше не буду. Педагогика родителям.

Учет индивидуальности ребенка. Прости я больше не буду. Педагогика родителям.
ЖЕНСКИЕ БОЛЕЗНИ МАТЬ И ДИТЯ ПЕДАГОГИКА РОДИТЕЛЯМ БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС
ЖЕНСКИЕ БОЛЕЗНИ
МАТЬ И ДИТЯ
ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС
ПЕДАГОГИКА РОДИТЕЛЯМ
загрузка...
Лекарственные растнения »» А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Я

Прости я больше не буду

Волевое поведение наказание и боль
Дозировка поощрений и наказаний
Запрет
Лишение любви
Награждать делом
Наказание естественными последствиями
Наказание и аффект
Наказание и подражание
Похвала за усилие
Похвала, нежность, ласка
Судейская комната
Творческое наказание как проявление родительской любви
Учет индивидуальности ребенка

Волевое поведение наказание и боль

Отказ от поведения импульсивного, подчиненного непосредственно действующему желанию, аффекту, в пользу поведения отсроченного, обдуманного, подчиняющегося сознательно поставленным целям, называется произвольными или волевым поведением. Волевое поведение — одно из основных характеристик развитой личности. Ведь безвольное, неосознанное, импульсивное действие — есть действие безличное. Быть волевым, подчинять свое поведение сознанию, развить способность к самоконтролю очень и очень непросто. Этому мы учимся всю жизнь. Это одинаково трудно и детям, и взрослым. Только почему-то себе мы многое прощаем, а вот в отношении к детям часто бываем излишне требовательны. Спешим понятную вполне временную слабость, за которой нередко скрывается драматическая борьба между «хочу» и «надо», объявить чуть ли не врожденным упрямством, эгоизмом или лживостью. «Душа ребенка,— писал Я. Корчак,— равно сложна, как и наша собственная, полна противоречий, в тех же трагических борениях; стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить». В зял потихоньку конфету из шкафа. Бросал камнями в кошку. Разбил статуэтку и составил, чтобы не было видно. Подслушивала разговор взрослых. Испачкала новое платье. Солгал. Стер двойку в дневнике. Курил. Разозлился и произнес грубое слово... Как помочь, удержать, научить? Когда и как наказывать? Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют. Их довольно много.

Наиболее распространенной формой воздействия все еще остается наказание, основанное на страхе перед болью,— это всевозможные формы физических наказаний. Традиционное представление значительной части родителей, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже благо, весьма устойчиво. Эта форма воздействия стара, как мир, и, вероятно, существовала еще до создания человеческого общества. В некоторых семьях и поныне порка остается основной воспитательной мерой. Закон, защищающий детей от избиений в семье, начинает действовать лишь в тех случаях, когда использование физических наказаний приводит к так называемым тяжелым последствиям или сопровождается отягчающими обстоятельствами, например алкоголизмом отца (родителей). Вместе с тем, к сожалению, нередки случаи, когда в тот или иной момент отчаявшиеся, потерявшие контроль над собой родители прибегают к воздействию ремня, раздают пощечины и тумаки. Знакомясь с самыми разными детьми в психологической консультации, психологи часто задают вопрос: что Ребенок любит, что нет. И к сожалению, совсем нередко Получают ответ: «Не люблю, когда меня бьют». Устойчивость применения физических наказаний связана с довольно сильной внешней эффективностью этого метода эта эффективность, скорее, со знаком минус. Физическими наказаниями, особенно сильными можно оказать влияние на кого угодно. Физическое наказание всегда или почти всегда позволяет достичь определенной непосредственной цели. Если родители хотят, чтобы ребенок чего-то не делал, и добиваются этого при помощи физического наказания, они чаще всего достигнут этого. Почему же необходимо все-таки отнести физическое воздействие к самым неблагоприятным, неправильным формам наказания?

Это связано с несколькими обстоятельствами. Как пишет об этом Л. Ю. Гордин, физические наказания связанные с болевыми ощущениями, приводят к срыву тормозных процессов коры мозга и «буйству» безусловного оборонительного рефлекса, проявляющегося в остром переживании страха. Именно страхом чаще всего объясняется безудержный крик ребенка: «Простите, я больше не буду». «Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех органов организма,— отмечает известный психолог Б. Ф. Ломов,— что приводит к повышению его реактивности. Особо следует отметить повышение тонуса мускулатуры, сократимости и возбудимости мышц, а также увеличение чувствительности всех анализаторов. Это обеспечивает быстроту оборонительных реакций и большую, чем обычно, предусмотрительность поведения». Таким образом, если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети проявляют упрямство, не подчиняются требованиям, не признают родительскую правоту и свои ошибки, то данное воздействие не решает конфликта, а только создает иллюзию его разрешения. Ребенок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание. При этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения совсем не их ребенок, что сознание ребенка, все нормальные его связи с внешним миром нарушены и его языком с ними говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Нельзя применять физические наказания еще и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Бьют, шлепают, трясут обычно в состоянии эмоционального «клинча», при котором непосредственная реакция превалирует над сознанием и обдуманным поведением. «Любопытно было бы подсчитать,— пишет Я. Корчак,— за что чаше всего бьют ребенка. За поступки, которые могут грозно сказаться в будущем, запятнают, исковеркают его душу? Нет, дают тычки, бьют и спорят чаще всего в плохом настроении или когда ребенок нанес материальный ущерб сравни свою большую руку с маленькой ручонкой ребенка свою огрубевшую кожу с его гладкой и тонкой. Присмотрись к нему, маленькому и безнадежно зависящему от тебя. Следует помнить, что этот несильный удар жестокое наказание: мы бьем беззащитного. Бьем, чтобы ребенок боялся».

С психологической точки зрения не следует прибегать ,- физическим наказаниям и по другим причинам. Совершенно естественно, что изменение поведения ребенка после физического наказания происходит в основном только в присутствии человека, который наказал ребенка. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, способность к правильным поступкам только под воздействием собственного внутреннего контроля без внешнего тормоза. Если ребенка обучают правильным действиям и поступкам путем физического болевого воздействия, ребенок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет ее безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребенок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.

Необходимо понимать, что, хотят того родители или нет, осознают или не задумываются, частое применение физических наказаний неизбежно формирует у ребенка определенные неблагоприятные черты характера и личностные особенности. Систематическое применение побоев и порок может безвозвратно надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность, неспособную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение.
загрузка...
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ

загрузка...

| Болота и водоемы | Культурные растения, используемые как лекарственные | Лекарственные растения лесов | Лекарственные растения морей | Лекарственные растения тундры | Луга | Пустыня | Растительность гор | Сорные растения | Степь | Аллергия | Аппендицит | Аритмия сердца | Артрит | Астма | Атеросклероз | Беременность | Бронхит | Варикозное расширение вен | Геморрой | Глазные болезни | Головная боль | Дерматит контактный | Диабет | Диарея | Желчнокаменнля болезнь | Запор | Инсульт | Инфаркт | Инфлюэнца | Кожные заболевания | Колит | Контрацепции средства | Круп | Лейкемия | Лекарства от радиации | Мигрень | Мочевых путей инфекции | Опухоль гортани | Остановка сердца | Плеврит | Пневмония | Половые расстройства | Потеря слуха - глухота | Почек болезнь | Простудные заболевания | Радиация | Рак | Рак желудка | Рак кости | Рак легкого | Рак молочной железы | Рак мочевого пузыря | Рак ротовой полости | Рак толстой и прямой кишки | Рак у детей | Рак яичек | Ревматоидный артрит | Ревматоидный артрит у детей | Рентген | Респираторные заболевания | Сердечная недостаточность | Сердца болезни | Спид | Стресс | Тонзиллит | Тромбофлебит | Туберкулезный артрит | Ушные заболевания | Ушные инфекции | Язвенная болезнь |
Публикации на сайте не должны рассматриваться, как рекомендации по самостоятельному лечению и диагностированию каких-либо заболеваний. Перед лечением обязательно проконсулитируйтесь с лечащим врачем.
При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна. (C) 2008 All Rights Reserved