Учет индивидуальности ребенка. Прости я больше не буду. Педагогика родителям.

Учет индивидуальности ребенка. Прости я больше не буду. Педагогика родителям.
ЖЕНСКИЕ БОЛЕЗНИ МАТЬ И ДИТЯ ПЕДАГОГИКА РОДИТЕЛЯМ БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС
ЖЕНСКИЕ БОЛЕЗНИ
МАТЬ И ДИТЯ
ЯБЛОЧНЫЙ УКСУС
ПЕДАГОГИКА РОДИТЕЛЯМ
загрузка...
Лекарственные растнения »» А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Я

Прости я больше не буду

Волевое поведение наказание и боль
Дозировка поощрений и наказаний
Запрет
Лишение любви
Награждать делом
Наказание естественными последствиями
Наказание и аффект
Наказание и подражание
Похвала за усилие
Похвала, нежность, ласка
Судейская комната
Творческое наказание как проявление родительской любви
Учет индивидуальности ребенка

Творческое наказание как проявление родительской любви

Некоторые психологи считают, что наиболее правильное воспитание — это воспитание без наказаний. Однако представить себе воспитание, в котором совершенно отсутствует воздействие на ребенка, использующее те или иные формы наказания, по-видимому, трудно. Весь вопрос не в том, наказывать или нет, а в том, как и когда наказывать. Именно наказание может стать выражением любви и уважения к ребенку. Правильное наказание, его выбор и осуществление — наиболее творческий момент в общении с детьми. Как же сделать наказание творчеством, полезным для ребенка, не нарушающим, а, наоборот, созидающим контакт между детьми и родителями? В ситуации наказания, как и в других воспитательных. воздействиях, родителям обязательно нужно четко лять три аспекта: индивидуальность ребенка, его возраст и допущенный им проступок, собственное эмоциональное состояние, возникающее как реакция на проступок ребенка метод воздействия в целях исправления проступка. Поэтому для правильного выбора средств наказания необходимо постоянно расширять свои знания, свои представления обо всех многогранных сторонах психического облика своего ребенка. В этом заключен первый творческий момент в ситуации наказания. Хороший родитель должен всякий раз по-новому рассматривать поступок ребенка, стараться вникнуть в его скрытые причины, правильно оценить, какие именно слабости характера или неверные соображения привели ребенка к ошибке. Родителям, хорошо знающим своего ребенка, не так уж сложно понять причины его поступков. При этом становится понятно, что наказание должно не столько фиксировать неверный поступок, а направляться на те внутренние причины, которые привели ребенка к ошибочному действию.

Второй творческий момент в ситуации наказания заключается в требовании внимательно рассмотреть конкретную ситуацию, в которой совершен проступок. Важно понять истинные психологические причины такой ситуации, ее содержание. Ведь очень часто сам поступок и причины, вызвавшие его, не совпадают. Вспоминается такой случай. Однажды, вернувшись с работы, мама обнаружила, что ее сын разбил дорогую и памятную для нее вещь. Поскольку ребенку не разрешалось брать некоторые вещи, принадлежащие взрослым, мама начала выговаривать ему, что он нарушил ее запрет. Каково же было изумление матери, когда семилетний сын заявил, что он нарочно разбил эту дорогую для матери вещь. Тут маме пришлось призадуматься, она поняла, что не сумела правильно оценить ситуацию и ее «выговор» по поводу внимания к вещам, аккуратности, бережливости был совершенно излишен. Впоследствии выяснилось, что несколько дней назад случайно мама неосторожно высказалась о ребенке в присутствии его товарищей. Она же даже не подозревала, какую жгучую обиду у сына вызвали ее слова, ведь она как будто предала его, унизила перед Друзьями! Чувство обиды, горечи и привели ребенка к проступку, это был акт мести, ответа на, как ему казалось, несправедливость матери. После доверительного и спокойного разговора мать и сын поняли друг друга, контакт был восстановлен. Но всегда ли нам, родителям, хватает такта и выдержки, чтобы разобраться в проступках детей, проникнуть в их действительные причины? Очень часто родителям необходимо задержать свою Непосредственную реакцию на проступок ребенка, сдержать непосредственную эмоцию, отсрочить наказание. И только на основе внимательного рассмотрения всей ситуации проступка выбрать правильную форму воздействий. В этом и заключается творческий элемент. Он состоит в признании права ребенка на ошибку, на слабость, на несовершенство. Мудрые родители порой делают вид, что не заметили проступка ребенка, никак не выражают свои чувства, не спешат наказывать или давать отрицательную оценку. Но стараются усилить те сильные стороны души ребенка, которые сами собой приведут к исправлению допущенной ошибки, отказу от неправильного поведения.

Если родители действительно творчески подходят к выбору наказания, то они заметят, что отказ от наказания может быть весьма эффективным средством воздействия. Если в общении детей и родителей было много запретов и наказаний, ребенок может почувствовать, что к нему становятся внимательными, с ним общаются только тогда, когда он сделал что-то неверно. В этом случае ребенок обязательно будет стараться делать все вопреки запретам, пытаясь удержать столь необходимое ему внимание родителей и как бы продлить общение с ними на такой конфликтной основе. Понятно, что при таком поведении ребенка необходимо уменьшить наказания. Внимательные к своему ребенку родители сумеют вовремя заметить формирование у него так называемого комплекса вины. Он встречается и у детей, и у взрослых. К этой категории относятся люди, которые постоянно совершают одни и те же ошибки, по нескольку раз в аналогичных ситуациях грешат и каются, чтобы потом опять грешить. В детском возрасте подобное поведение ярко проявляется в характерных для детей формах, например когда ребенок не может воздержаться от заведомо неверного поступка, а совершив его, тут же бежит к родителям за получением соответствующей порции наказаний. К подобному поведению родители должны быть очень внимательны, подчас здесь важнее недать оптимальное наказание, а, наоборот, постараться всеми силами удержаться от него. Это связано с тем психологически важным обстоятельством, что если ребенок понимает, что поступил неправильно, и бежит докладывать об этом взрослым, то за этим скрывается глубокое переживание своей вины и связанное с этим напряжение. И здесь родителям очень важно решить, могут ли они в качестве психологического воздействия продлить это напряжение. Иногда это бывает полезно. То, что родители откажутся от ожидаемого ребенком наказания, фактически накажет его, заставит еще и еще раз пережить некоторые негативные эмоции и в дальнейшем воздержаться от вызвавшего их поступка. Опять необходимо повторить, что пользоваться этим нужно осторожно, очень хорошо разобравшись в ситуации проступка и оценив степень устойчивости ребенка к эмоциональным перегрузкам. Что для одного будет полезным переживанием, для другого может стать слишком сильным и даже роковым, вызвать необратимые эмоциональные изменения. Подобная форма эмоционального наказания особенно полезна для детей постарше, школьников и младших подростков. У старших детей наказание по типу лишения наказания может быть использовано только при правильном учете стиля отношений ребенка и взрослого. Этим методом могут пользоваться родители, авторитет которых очень силен, которых подросток безусловно уважает, чья негативная или позитивная оценка сама по себе значима. Вспоминается прекрасный пример из практики А. С. Макаренко, который отказался поместить воспитанника под арест, несмотря на грубое нарушение дисциплины. На заявление колониста: «Прошу посадить меня под арест» — А. С. Макаренко ответил: «Арест существует для моих друзей, ты же не относишься к их числу».

Наибольшая возможность для творчества предоставляется родителям в самом осуществлении наказания. Здесь важно не только правильно выбрать ту или иную известную форму воздействия в подходящий момент, но и придумать что-то самим, проявить выдумку, фантазию, любовь. Такой вид придумывающихся по ходу ситуации наказаний называется наказанием в форме экспромта. Чем более мудр воспитатель, чем он лучше знает своего ребенка, чем больше любит, тем разнообразнее, неожиданнее, а потому эффективнее его воздействие на ребенка. Очень полезно, когда родители сознательно формируют в себе способность к наказаниям в форме экспромта. Иногда гораздо лучше вместо речевых проработок неожиданное действие. Момент экспромтности, новизны порой оказывает более сильное воздействие, чем самые строгие наказания. Опыт талантливых воспитателей дает много примеров тому. Вспомним, как поступил А. С. Макаренко с воспитанником, который, опоздав в столовую, решил, чтобы его не заметили, влезть в окно. Наказания не последовало, но мальчика обязывали каждый день входить в столовую через окно. Воспитатель применил здесь в качестве наказания саму ситуацию проступка, доведя ее до абсурда. Эффект этой меры высочайший, а никаких осуждений не было. Нужно стараться постоянно находить такие неожиданные приемы воздействия. Очень полезно, если реакция взрослого вызывает некоторое тревожное изумление ребенка, связанное с неожиданным поворотом ситуации. Одна мама применила такой прием. Она заметила, что ее сын стал обманывать, рассказывал всевозможные невероятные истории, которые с ним приключились и из- за которых он якобы не смог сделать то или иное дело. Мама могла наказать мальчика или начать разъяснять ему, что врать нехорошо. Она поступила иначе. Во время одного из таких рассказов она вдруг резко и неожиданно сказала сыну: «А ну-ка, открой рот, покажи язык... Так, все ясно... И когда только твой язык отучится говорить неправду?» Удивленный и ошеломленный ребенок спросил: «А как ты догадалась?» Вот как был разрешен конфликт. Мальчик отказался от привычки к подобному сочинительству. Таких находок в общении с детьми в семье может быть множество. Полезность их очевидна. Так сберегается мир и спокойствие в доме, а мелкие, вполне естественные проступки ребенка не превращаются в устойчивые неблагоприятные формы поведения.

И последнее, что необходимо иметь в виду при творческом использовании наказаний,— это предоставление ребенку возможности проверки своего поведения в ситуации, сходной с той, в какой была допущена ошибка. Иными словами, необходимо убедиться в эффективности избранного метода воздействия, в том, что ребенок теперь может самостоятельно выбрать правильную линию поведения. Здесь опять же необходимо учитывать возраст ребенка. Малышам после наказания можно предоставить возможность подобного же, но по сути уже верного действия. Например, ребенок ножницами изрезал мамино платье. Конечно, его нужно наказать, но при этом необходимо предоставить ребенку возможность действовать с ножницами. Надо не только запретить ему использовать для этой цели хорошие вещи, но предоставить ему доступные материалы, бумагу, кусочки ткани, полезно показать, как лучше вырезать, складывать материал, чтобы избежать неприятных порезов.

При наказании более старших детей необходимо создавать условия для выработки таких качеств, которые бы препятствовали совершению неправильных поступков. Основным из этих качеств следует считать способность к торможению, удерживанию от непосредственно желаемого, импульсивного, необдуманного. «Тормозить себя — это очень трудное дело, особенно в детстве, оно не приходит от простой биологии, оно может быть только воспитано, писал А. С. Макаренко.— И если воспитатель не позаботится о воспитании торможения, то оно не получается. Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку». Родителям никогда нельзя забывать, что одними, даже самыми правильными, наказаниями воспитать привычку к торможению невозможно. После наказания необходимо предоставить ребенку возможность проверки самого себя, надо постараться превратить родительское воздействие в самовоздействие, поставить перед подростком задачу на самовоспитание, на преодоление собственных слабостей. Очень хорошо, если подросток сформулирует вместе с родителями задачу для самого себя, а радость от преодоления трудностей станет вашей общей радостью.
загрузка...
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ

загрузка...

| Болота и водоемы | Культурные растения, используемые как лекарственные | Лекарственные растения лесов | Лекарственные растения морей | Лекарственные растения тундры | Луга | Пустыня | Растительность гор | Сорные растения | Степь | Аллергия | Аппендицит | Аритмия сердца | Артрит | Астма | Атеросклероз | Беременность | Бронхит | Варикозное расширение вен | Геморрой | Глазные болезни | Головная боль | Дерматит контактный | Диабет | Диарея | Желчнокаменнля болезнь | Запор | Инсульт | Инфаркт | Инфлюэнца | Кожные заболевания | Колит | Контрацепции средства | Круп | Лейкемия | Лекарства от радиации | Мигрень | Мочевых путей инфекции | Опухоль гортани | Остановка сердца | Плеврит | Пневмония | Половые расстройства | Потеря слуха - глухота | Почек болезнь | Простудные заболевания | Радиация | Рак | Рак желудка | Рак кости | Рак легкого | Рак молочной железы | Рак мочевого пузыря | Рак ротовой полости | Рак толстой и прямой кишки | Рак у детей | Рак яичек | Ревматоидный артрит | Ревматоидный артрит у детей | Рентген | Респираторные заболевания | Сердечная недостаточность | Сердца болезни | Спид | Стресс | Тонзиллит | Тромбофлебит | Туберкулезный артрит | Ушные заболевания | Ушные инфекции | Язвенная болезнь |
Публикации на сайте не должны рассматриваться, как рекомендации по самостоятельному лечению и диагностированию каких-либо заболеваний. Перед лечением обязательно проконсулитируйтесь с лечащим врачем.
При перепечатке материалов сайта гипер-ссылка на сайт обязательна. (C) 2008 All Rights Reserved